Методология клинических исследований и основы биостатистики

Образовательный проект для молодых специалистов РОП «Методология клинических исследований и основы биостатистики», г. Самара, 22.11.2011 г.

Дарья Смирнова, Ольга Боброва, Ольга Измайлова, Ринат Шаменов

21-22 ноября 2011 года при поддержке Комиссии Российского общества психиатров по работе с молодыми учеными (Председатель - профессор П.В. Морозов), Секции по исследовательским проектам СМУ РОП (Руководитель Секции – А.В Потапов, Председатель - Д.А. Смирнова) и Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (Руководитель управления организации профессиональной подготовки – С.А. Блашенцева, главный внештатный специалист - М.С. Шейфер) состоялся двухдневный образовательный проект для молодых специалистов РОП.

Программа была аккредитована в рамках системы непрерывного профессионального развития (лекция – 5 кредитов, тренинг – 6 кредитов) и имела статус уникальной сертификации под грифами Министерства здравоохранения и социального развития и общественной организации - Комиссии по работе с молодыми учеными Российского общества психиатров.

В первый день программы, приуроченный к Дню специалиста, состоялась расширенная лекция на тему «Ремиссии при шизофрении: категориальный и дименсиональный аспекты», участие в которой приняли как молодые специалисты, так и старшие коллеги -врачи лечебно-профилактических учреждений города и области (более 80 докторов). О концепции категориального и дименсионального подходов, собственных исследованиях и стандартизированных клинико-функциональных критериях терапевтической ремиссии при шизофрении рассказал лектор, ст.н.с. Отдела межведомственного взаимодействия по профилактике психических и поведенческих расстройств МНИИП, к.м.н. Андрей Владимирович Потапов.

Второй день программы был посвящен собственно 6-часовому тренингу «Методология клинических исследований и основы биостатистики». Заблаговременно был организован набор участников тренинга из числа молодых специалистов РОП (клинических ординаторов и аспирантов Кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Самарского государственного медицинского университета (Заведующий – доцент Д.В. Романов), врачей лечебно-профилактических учреждений г. Самары и Самарской области), количество которых было ограничено (20) в связи с особенностями интерактивной, практической части образовательного мероприятия.

До начала тренинга все участники получили индивидуальный дидактический материал, содержащий задачи и статистические таблицы, а также были информированы о необходимости ознакомиться с основными понятиями медицинской статистики для организации более продуктивной работы во время тренинга (Координатор проекта – Д.А. Смирнова, председатель Самарского отделения – О.В. Измайлова, руководитель секции по образовательным проектам – О.А. Боброва, руководитель секции по исследовательским проектам – Р.А. Шаменов).

Тренинг включал лекционную часть по основным темам, практическую часть в форме разбора задач и дискуссию по ключевым, вызывающим затруднения у молодых специалистов вопросам.

Вводная часть тренинга была посвящена дефинициям, определениям базовых понятий медицинской статистики. Разбиралась тема работы с данными: типы данных в форме категориальных и числовых переменных, особенности сбора, ввода данных – формат, планирование, кодирование отсутствующих данных; проверка ошибок и выбросов – аномальных значений, а также графическое представление данных и его уязвимые моменты. Акценты были расставлены также на вопросах описания данных в исследованиях – мерах положения (среднее арифметическое, медиана, среднее геометрическое, взвешенное среднее) и мерах рассеяния (размах или интервал изменения, дисперсия, стандартное отклонение).

Отдельно рассматривались вопросы вероятности, выборки и выборочного распределения данных, включая понятия рандомизированной, получения репрезентативной выборки с интерпретациями выборочного среднего, стандартной ошибки, отклонения и доверительных интервалов, что имеет большое значение как на этапе планирования исследования, так и обработки полученных данных.

Важная часть тренинга была посвящена планированию и особенностям клинических исследований, так как «плохо разработанные исследования могут ввести в заблуждение и дать неправильные результаты». Ведущий тренинга отметил то, что вначале и прежде всего должны быть четко определены цели исследования, в связи с чем осуществляется выбор плана исследования в зависимости от его типа – перекрестное или лонгитюдальное, повторное перекрестное, когортное, случай-контроль, экспериментальное; сравнивались параллельное и перекрестное исследования. Обсуждались вопросы организации клинических испытаний, написания протокола исследования.

Под курацией ведущего участники тренировались формулировать гипотезы исследований, учились проверять гипотезы на основании параметрических и непараметрических критериев и осуществлять их выбор, оценивать числовые данные при выборке из одной, двух связанных, двух независимых и более групп, рассчитывать размер выборки для проведения клинического испытания, пользоваться диагностическим инструментарием.

В дискуссии поднимались актуальные вопросы использования метода математического моделирования, доказательной медицины, этических аспектов исследований, были озвучены современные компьютерные программы для обработки статистических данных и расчета базовых показателей. По окончании семинара каждый из участников получил в подарок книгу Авива Петри, Кэролайн Сэбин «Наглядная медицинская статистика» (при поддержке Эбботт Лэбораториез).

Программа тренинга и оживленная дискуссия заложили важный познавательный потенциал и оставили самые положительные впечатления у всех участников тренинга, которые выразили свою признательность лектору и организаторам. Важно отметить, что подобные образовательные проекты способствуют активному обучению, обмену мнениями и стимулируют молодых ученых заниматься исследовательской деятельностью.


ą
1.JPG
(1145k)
Maxim Reznikov,
10 мая 2012 г., 1:16
ą
2.JPG
(1085k)
Maxim Reznikov,
10 мая 2012 г., 1:17
ą
Maxim Reznikov,
10 мая 2012 г., 1:25
Comments