ПОДХОДЫ К ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ НЕРВНО­ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ



Е. В. Корень, А. М. Марченко
ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития России

На модели непсихотических ипохондрических расстройств рас­смотрены подходы к проведению психосоциальной терапии и пси­хосоциальной реабилитации детей и подростков с пограничными нервно­психическими расстройствами, основанные на современных научных представлениях о сущности и возможных механизмах фор­мирования состояний социальной дезадаптации, позволяющие определить необходимый комплекс психосоциальных воздействий с уче­том комплексной характеристики индивидуальных особенностей, семейной и социальной ситуации, уровня социальной адаптации и психосоциального развития детей и подростков и направленные на устранение социальной дезадаптации, восстановление потенциала самого пациента, ресоциализацию и обеспечение необходимых усло­вий (включая социальную поддержку) для оптимального психиче­ского функционирования и нормативного развития детей и подро­стков, страдающих пограничными нервно­психическими расстрой­ствами.
Ключевые слова: психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация, пограничные нервно­психические расстройства у
детей, ипохондрические расстройства у детей, социальное функцио­нирование.

CONSIDERING APPROACHES TO PSYCHOSOCIAL TREATMENT AND REHABILITATION OF CHILDREN
AND ADOLESCENTS WITH “BORDERLINE” MENTAL PROBLEMS 
E. V. Koren, A. M. Marchenko
The authors consider approaches to psychosocial treatment and rehabilita­tion of children and adolescents with “borderline” mental problems, using as a model of non­psychotic hypochondrical disorders. The approaches described are based on modern ideas about the nature and possible mechanisms of social 
maladjustment that suggest using a combination of psychosocial interventions, with regard for individual characteristics of the patient, family circumstances
and social situation, the levels of social adjustment and psychosocial develop­ment, and aimed at improvement of social adjustment, recovery of patient’s own potential, his resocialization and creating favorable conditions (including social support) for optimal mental functioning and  normal development of children and adolescents with “borderline” mental problems.
Key words: psychosocial treatment and rehabilitation, “borderline” mental disorders in children, hypochondrical disorders in children, social
functioning.

Корень Евгений Владимирович – кандидат медицинских наук, руководитель отделения психической патологии детского и подросткового возраста, ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: evkoren@yandex.ru 
Марченко Анна Михайловна – научный сотрудник отделения психической патологии детского и подросткового возраста, ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: an-marchenko@yandex.ru
Comments