КЛИНИКО­ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА АНОМАЛЬНЫХ УВЛЕЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Р. В. Дейч
ГОУ ВПО «Российский Государственный Медицинский Университет»

Среди психопатологических феноменов детского и подростко­вого возраста до сих пор не вполне определены роль и место раз­личных патологических увлечений («патологические хобби», «странные увлечения», «духовные влечения»). С целью изучения клинической структуры и динамики аномальных хобби у детей и подростков, с использованием клинико­психопатологического, анамнестического, кспериментально­психологического и клини­ко­статистического методов обследовано 62 больных в возрасте от 4 до 16 лет, находящихся на стационарном лечении в детской пси­хиатрической больнице №6 города Москвы. Содержание и клини­ко­динамические характеристики патологических хобби у детей и подростков обнаружили значительную вариативность. В отличие от нормальных увлечений детского возраста, они характеризова­лись: особой напряженностью и устойчивостью болезненных инте­ресов; коморбидностью с другими психопатологическими расстройствами; односторонностью содержания, а также ослаблением или утратой остальных интересов; низкой продуктивностью; дезадаптирующим влиянием. Сюжеты болезненных хобби у детей и подростков отличались инфантильностью, упрощенностью, неза­вершенностью. Выделено 6 вариантов патологических увлечений в зависимости от их содержания: интеллектуально­познавательные, творческие, конструирование, азартные, анималистические и культовые. Динамика аномальных хобби представлена двумя варианта­ми – непрерывным и приступообразным, каждому из которых может соответствовать прогрессирующий, стационарный либо регрессирующий тип течения. Прослежены также особенности клинической структуры патологических увлечений в зависимости от возраста ребенка. В раннем возрасте поведение больных ограни­чивалось манипулированием предметами увлечения, длительным их рассматриванием, стремлением находиться с ними рядом. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходило накопле­ние информации о предмете хобби, предпринимались попытки идеаторной разработки. Аномальные увлечения у подростков отли­чались наибольшей сложностью и зрелостью, максимальной идеа­торной разработкой, а также склонностью к активному образному фантазированию.
Ключевые слова: патологические увлечения, аномальные хобби, признаки патологичности.

CLINICAL AND DYNAMIC ASPECTS OF THE PHENOMENON OF ABNORMAL HOBBIES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS 
R. V. Deich
The role and place of various pathological leisure activities (‘patho­logical hobbies’, ‘strange interests’) has not been firmly established among psychopathological phenomena of childhood and adolescence. In order to study the clinical structure and dynamics of abnormal hobbies, the author has studied 62 in­patients of the Moscow Child Psychiatric Hospital No. 6, aged from 4 to 16, using clinical­psychopathological, case history, experimental­psychological and clinical­statistical methods. The content and the clinical­dynamic characteristics of pati­ents’ pathological hobbies happen to vary significantly. Their hobbies appear to differ from the ‘normal’ children’s hobbies: they are characte­rized by excessive tenseness and stability of pathological interests, comorbidity with other psychopathological disorders, they are focused on specific aspect and children show less or no interest to other activiti­es, they are associated with low productivity and maladjusted behaviors. The content of pathological hobbies seems infantile, simplified and incomplete. The author distinguishes six variants of pathological hobbi­es, with regard for their content. Those are intellectual­cognitive ones, creative, construction, reckless, animalistic and cult­related. Dynamics of these abnormal hobbies is represented by two variants – continuous and episodic, and each variant may have progressive, static or regressi­ve course. The author also describes the clinical structure of pathologi­cal hobbies, depending on the child’s age. In early age, patients’ beha­vior is confined to manipulations with the objects  of their interest, looking at them intensely and wishing to be next to them. In pre­school and early school­age they seem to accumulate information about their hobbies and start thinking about them. Abnormal hobbies are most com­plicated and mature in adolescents, who are intellectually preoccupied with them and prone to active fantasies involving these images. 
Key words:  pathological hobbies, abnormal hobbies, pathological features.

Дейч Роман Витальевич – ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии ГОУ ВПО «Российский Государствен-
ный Медицинский Университет»; e-mail: deitch@mail.ru
Comments